История художественной ковки

Существуют два основных метода формовки металлов: ковка и литье. Нагретые или холодные заготовки (куски металла, отлитые в подходящие для хранения и транспортировки формы) расплющиваются и деформируются вручную (молотом) или прессом либо плавятся в горне и выливаются из тигля в литейную форму. Более податливые металлы в горячем или холодном состоянии могут протягиваться через прокатный стан (перфорированный блок из литого железа или стали с пазами по сторонам) для изготовления проволоки, труб или брусков.

Кузнеца на Руси

Кузнеца на Руси

Ручная ковка с древнейших времен была одним из важнейших способов художественной обработки металлов, изготовления разнообразных изделий, произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Методом ковки можно придать любую форму тонким листам металла (т.н. листовая заготовка). Часто листовая заготовка нагревается для придания материалу большей ковкости.

Различные предметы, пустые внутри, – бокалы, чашки и чайники, их ручки и сливы легко делаются путем сворачивания и запаивания листовой заготовки. До промышленной революции подобные сосуды выделывались при помощи ручной вытяжки – обработки листа металла молотом по нескольким наковальням с последовательно увеличивающимся изгибом; перед каждой новой стадией ковки металл повторно нагревали. Оставленные молотом следы на внешней поверхности изделия удалялись выравниванием специальным полировальным молотком, а завершающая полировка выполнялась вручную мелкозернистым абразивным составом. Затем в неприметном месте ставились метки изготовителя или пробирные клейма.

С начала 19 в. ручную вытяжку сменила механическая обкатка – изготовление сосуда из плоского диска на вращающемся станке при помощи инструментов, которые постепенно увеличивали изогнутость стенки. Горячая и холодная прокатка на гидравлическом прессе сделала возможным очень быстрое изготовление полых сосудов из листовой заготовки. Нанесение декора на поверхность тоже стало механизированным: к листовой заготовке прикладывали валики с нарезным непрерывным узором. Плоские изделия, некогда изготавливавшиеся вручную литьем или ковкой, стали штамповать и формовать в один ход пресса.

Разные детали одного изделия часто соединяются методом сварки, который включает плавление паяльной лампой и последующее спаивание металлов в месте соединения. Ок. 1742 ножовщик Томас Боулсовер из Шеффилда обнаружил, что серебро и медь, если их одновременно нагреть до высокой температуры, сплавляются механически. Изготовленное таким образом шеффилдское столовое серебро было распространено до 1840, когда этот процесс был вытеснен гальваностегией, т.е. нанесением покрытия из драгоценного металла электролитическим осаждением на металлическую основу, погруженную в раствор соли золота или серебра.

В 15 – нач. 19 в. создавались знаменитые ограды, ворота, фонари в Версале, Париже, Нанси. По их примеру в Петербурге, Царском Селе русские мастера в технике ручной ковки создают самобытные вещи. В 19 в. ручная ковка вытесняется штамповкой и литьем. В 20 в. в России снова возродился интерес к ручной ковке, также как в Германии.